Дхирендра Брахмачари известен как один из выдающихся мастеров йоги современной Индии. Он был уважаем многими, так же как и критикуем. Люди относились к нему по разному, считая таинственным и связанным с практикой тантры, так как многие верили в то, что он сыграл решающую роль в организации прихода к власти госпожи Индиры Ганди и видели огромное влияние, которое он на неё оказывал. Некоторые даже называли его «индийским Распутиным».
Я родился и воспитывался в Дели. Когда мне было около девяти лет, я помню, как мой отец часто говорил о Дхирендре Брахмачари, так как мы имели к нему родственное отношение. Моя мама называла сестрой мать Д. Брахмачари, а бабушка, в сложное время, передавала им продукты. Позже, когда я учился на втором курсе колледжа, хотя и был предан науке и собирался стать ученым, но судьба распорядилась иначе. Я глубоко заинтересовался йогой, духовностью и мистикой. В связи с этим мой отец, учитель санскрита, которого знал и уважал Дхирендру Брахмачари, просил его позволить мне пройти курс обучения для преподавателей Йоги. После окончания годового дипломного курса, я в течении трёх лет являлся личным секретарем Д. Брахмачари и затем ещё в течении многих лет имел непосредственный контакт с ним.
Дхирендра Брахмачари был брамином, рождённым в благородном семействе из северо-индийского штата Бихар. Он был самым молодым из трёх сыновей. Семейство жило в бедности, которая, возможно, и вдохновила его уйти из дома в поисках йоги. Мой отец имел обыкновение рассказывать историю о том, как Дхирендра Брахмачари в течение 8-ми лет делал практику почитания богини Гаятри Деви (одна из главных Ведических Богинь), которая затем благословила его и наделила всеми благами и красотой, богатством, властью и популярностью.
Итак, он оставил дом в поисках лучшей судьбы, и после нескольких месяцев блуждания пришёл в центральную область Индии – Уттар Прадеш, где и встретил своего Гуру, Свами Картикейяджи. Он получил от него посвящение в традицию Хатха Йоги, и начал жить и обучаться в его ашраме. Многие из современников говорят, что он был очень энергичен в изучении упражнений йоги известных как Хатха Йога, и посвятил долгие часы, совершенствуясь в Крийе (очистительных действиях), Асане (физические действия), Пранаяме (дыхательные упражнения) и Мудре (определенные практики, связанные с дыханием и положениями тела). Он изучил священные писания Хатха Йоги – «Хатха Йога Прадипику», «Гхеранда Самхиту», «Горакша Паддхати» и «Бхакти Сагар Чарандас», где объяснены концепции и практики Хатха Йоги, принадлежащие к культу Дас, очень известному культу в традиции Бхакти Йоги, посвящение в который принимают желающие достичь глубокой самореализации. Но он не мог оставаться долгое время со своим Гуру, поскольку имел горячее стремление к богатству, известности и процветанию, о чём сам неоднократно рассказывал в беседах со своими учениками.
После изучения Хатха Йоги и ухода из ашрама своего учителя, Дхирендра Брахмачари начал преподавание на востоке Индии, где познакомился с некоторыми политическими деятелями и бизнесменами, которые помогли его продвижению на государственную службу в области преподавания и изучения йоги. В частности, он познакомился с господином Джавахарлалом Неру, который изменил его жизнь – из никому не известного, странствующего йогина он превратился в очень популярного в стране преподавателя йоги. Брахмачари начал преподавать йогу многим видным политическим деятелям Индии.
Через некоторое время он основал Вишваятан йога ашрам в Дели, Катра и Апарна ашрамы в штате Джамму и Кашмир, и стал директором расположенного в Дели CRIY (Государственного Центрального научно-исследовательского института Йоги), который теперь носит имя Морарджа Десаи (MDNIY). Каждый индиец знает его как основателя популярной передачи о йоге, которая появлялась по телевидению каждую среду. Каждый индиец, живший в Дели, знал его как одного из самых влиятельных людей в стране.
Свами Дхирендра Брахмачари имел хорошую физическую форму, и мог исполнять много сложных асан и пранаям легко и непринуждённо. Но те, кто жили с ним близко и знали его, могут сказать, что он жил как обычный человек, которому присущи обычные человеческие желания. Он был высоким, видным мужчиной, имевшим светлый цвет лица, хорошо поставленную речь и большое обаяние. Он всегда говорил о важности практики йоги, особенно в здравоохранении и лечении болезней, и йоге как об эффективном средстве от многих проблем современного человека. По его приглашению и под его руководством врачи проводили многочисленные исследования в Вишваятан йога ашраме, с целью доказать и обосновать пользу упражнений йоги. В начале 70-х он посетил Советский Союз по приглашению советского правительства. Его речь, физическая форма и индивидуальность очень впечатлила русских. Многих поразило, что во время холодной русской зимы он носил только одеяние Свами из тонкого хлопка, генерируя внутреннее тепло с помощью йогической техники. Все эти экстраординарные возможности доказывают уровень его практики и заслуженное имя мастера физической йоги.
Дхирендра Брахмачари написал две книги, «Сукшма Вьяяма» и «Йогасана Виджняна», которые можно назвать классикой йоги, поскольку они пересекли барьер между нациями, и стали известными на Западе и в России. Многих очень интересуют упражнения Сукшма Вьяямы – древнего компонента йоги, не известного большинству школ йоги сегодня в мире. Эта система была разработана и первоначально распространена Его Святейшеством Махариши Картикейяджи Махараджем из Гималаев. Он передал её Свами Дхирендре Брахмачари, который в свою очередь распространил ее по всему миру.
Система йоги Сукшма Вьяяма является собранием многих упражнений Хатха Йоги, систематизированных Махариши Картикейяджи, когда он передавал это знание Дхирендре Брахмчари, написавшим на его основании свою книгу. Интересно обратить внимание на то, что хотя эти положения и доработаны Дхирендрой Брахмчари, они имеют тот же самый глубокий эффект, что и оригинал. Однако, некоторые современные учителя йоги не принимают их, не обнаружив никакой ссылки в древних текстах на название Сукшма Вьяяма. Но это древняя система, хранителем которой являлся Свами Картикейяджи. Привлекательным аспектом Сукшма Вьяямы является то, что она включает вытяжение, давление, строгие фиксации, интенсивные нагрузки, работу с вниманием, множество пранаям и т.д., которые делают этот комплекс прекрасным средством для всестороннего развития человека.
12.12.2019 Практический семинар «Пробуждение»
Дорогие друзья! Приглашаем на практическое семинарское ...