Сядьте на подушку для медитации или стул, удерживая спину прямо. Расслабьтесь. Мысленно исследуйте себя: свое тело на подушке для медитации, его позу, состояние ума и движение воздуха при вдохе и выдохе. Несколько минут посидите спокойно, не напрягаясь и не цепляясь за мысли, пока не достигните определенного покоя.
После этого направьте свое осознавание органы зрения и посмотрите прямо в пространство перед собой. Затем расслабьтесь и пребывайте в настоящем мгновении, в «здесь и сейчас». С одной стороны, присутствует чувство сосредоточенности на пространстве, а с другой − нет конкретной точки, на которой было бы сосредоточено ваше внимание. Взгляд становится таким же, как пространство, обширным и бескрайним.
Что бы ни возникало в настоящий момент, будь то мысль, эмоция или восприятие чего-либо, старайтесь встречать это, воздерживаясь от комментариев и не вынося суждений. Пусть ваш ум пребывает в этом состоянии, не важно, считаете вы его хорошим или плохим, приятным или неприятным. Нет нужды менять или исправлять его, а также искать лучшее состояние. Пусть ум пребывает там, где он есть в настоящий момент и в том состоянии, в котором находится.
В махамудринской медитации недостаточно просто уловить присутствие мыслей и эмоций, необходимо также распознать их подлинную природу и пребывать в этом переживании. Для этого время от времени в медитации размышляйте о трех базовых характеристиках ума − пустоте, ясности и способности осознавать.
Пустота ума – это нечто, что можно «увидеть», если можно так выразиться. Когда мы смотрим на ум, он похож на безграничное пространство. У него нет границ, материальной формы, цвета или размера. В нем нет ничего, что можно было бы потрогать. Это пространство, открытость и есть пустотная природа нашего ума. Созерцая пустоту ума, постарайтесь почувствовать обширность, несубстанциональность и нематериальность – качества, присущие уму, мыслям и эмоциям, и пусть ваш ум пребывает в этом состоянии покоя и тотальной открытости.
Однако наш ум не просто пуст. Он также обладает живой ясностью, бесконечной и обширной светоносностью − лучезарностью самой пустоты. Он похож на широкое, ясное небо, залитое светом. Это переживание пространства и света ума есть переживание великого сострадания и любящей доброты, или безусловной великой любви, свободной от каких-либо понятий. Оно проявляется в пульсирующей энергии наших мыслей, эмоций и нашего восприятия. Мы можем видеть его в каждом проявлении ума, особенно в мощной игре своих эмоций.
Итак, продолжайте сидеть в медитации, пока не почувствуете ощущение покоя. Затем созерцайте ясность ума. Старайтесь непосредственно воспринять любые формы, мысли или возникающие эмоции: все они − естественное проявление этой светоносной природы. Загляните за объект и почувствуйте сияние пустоты, спокойно пребывайте в этом основополагающем присутствии ясности.
Ясность ума обладает силой знать, видеть и ощущать мир. Когда комната залита светом, мы видим все окружающие нас предметы. Также и здесь, свет ума озаряет все явления, делая их ясными и отчетливыми. Когда мы думаем о каком-либо объекте, наш ум естественно воспроизводит его образ. Думаем ли мы о Барте Симпсоне или Его Святейшестве Кармапе, видимый нами образ − это проявление ясности ума, его игривой и творческой энергии.
Ум не только пустотен и ясен, есть еще одно качество ума – панорамное и различающее осознавание. В то время как ясность – это аспект сострадания, способность осознавать – аспект пробужденности. Этот острый, проникающий в суть явлений ум (праджна) способен прорваться сквозь любую запутанность и добиться совершенного понимания мира, предстающего перед нашими глазами. Когда ясность и осознавание сходятся вместе, мы ощущаем всесилие, чувствуем то благо, которое привносят в нашу жизнь сострадание и мудрость.
Как и прежде, пусть ваш ум какое-то время пребывает в покое. Пропускайте мимо любые мысли, исполненные надежды и страха, успокаивайте свой ум. Смотрите в открытое пространство перед собой. Сосредоточьте свой ум на настоящем моменте и расслабьтесь, переживая только лишь способность осознавать. Затем оставьте и это − расслабьтесь, отпустив все мысли до единой. После этого вновь сосредоточьтесь на осознавании, проявляющемся в настоящий момент. Расслабьтесь и постарайтесь ощутить пустотность и светоносность ума.
Добавив к ним осознавание, мы переживаем единство трех аспектов ума и целостность его природы. Когда мы слышим наставления о том, как медитировать об уме или пребывать в его подлинной природе, речь идет именно о единстве пустоты, ясности и осознавания. Научившись пребывать в этой природе ума без напряженности, возникающей от усердных попыток достичь сосредоточения, мы начинаем по-настоящему расслабляться.
Расслабление в этом пространстве – одна из наиболее мощных медитаций, ведущая к прямому постижению ума Будды. Благодаря этому переживанию мы приходим к иному пониманию своей повседневной жизни, обретаем новые навыки. Мудрость и сострадание, которые мы проявляем, преобразуют беспокойную энергию мыслей и эмоций в полезную и мощную силу, приближающую нас к просветлению.
Дзогчен Понлоп Ринпоче
12.12.2019 Практический семинар «Пробуждение»
Дорогие друзья! Приглашаем на практическое семинарское ...